До новых встреч

В сельской местности все совсем иначе, чем в городе. Здесь все друг друга хорошо знают, если не родственники, то знакомые – точно. С большим уважением относятся к односельчанам, особенно к людям таких профессий, как учителя или врачи. О последних сегодня и хотелось бы рассказать. И для этого мы отправились в Зебляки.
Местную амбулаторию уже несколько лет возглавляет Мария Владимировна Кожевникова. Работать сюда она приехала сразу после окончания университета. Несмотря на то, что в городской поликлинике «голод» медицинских кадров по-прежнему сохраняется, выбрала для себя работу на селе. На вопрос почему, признается: «Здесь намного спокойнее, нет огромных очередей, а значит, и атмосфера совсем другая». В таком ритме работы у доктора есть время, чтобы внимательно выслушать пациента, подумать над диагнозом, назначить правильное лечение. В сравнении с городом в Зебляках, без сомнения, в разы меньше пациентов, но говорить о том, что на прием к терапевту совсем нет очередей, не стоит. Для посетителей медицинское учреждение свои двери открывает каждый день в восемь часов утра. Персонал к этому моменту уже на местах. Ждут пациентов. С раннего утра на прием чаще всего идут люди старшего возраста. На входе – окно регистратуры. Не записались к доктору заранее, не беда. Вас запишут, выдадут карту, а если нужно, проводят до двери медицинского кабинета. С порога чувствуешь – тебя здесь ждали. В амбулатории не просто обслуживают, заботятся о своих пациентах.
Прием взрослого населения ведут два доктора. Малышей и подростков до 18 – педиатр, второй терапевт на приеме взрослых. Именно к ним со всего поселка «стекаются» больные со всевозможными жалобами. И в этом отношении работы у сельского терапевта куда больше. Узких специалистов здесь нет, поэтому наряду с терапевтическими обращениями приходится рассматривать и все остальные, выдавать направления к врачам в Шарью.
«Сейчас делать это стало намного удобнее, – отмечает Мария Владимировна, – в амбулатории установлены компьютеры, а специальная программа позволяет без лишних звонков, дистанционно узнать, когда есть ближайшее свободное место на прием к любому специалисту Шарьинской окружной больницы».
Пара кликов мышкой – и пациент из Зебляков уже в очереди, например, к хирургу. А самое главное, что он точно знает дату и время приема. И целый день «болтаться» по коридорам поликлиники не придется.
– Насколько у вас в Зебляках большой «поток» пациентов?
– Я, например, за день принимаю от 20 до 30 человек, – признается доктор, – по сельским меркам – цифра большая. Сейчас, конечно, проблем с тем, как попасть на прием, нет, но еще пару лет назад очереди были. Я тогда ушла в декрет, но уже через девять месяцев попросили выйти на работу. Вышла. Приезжала два-три раза в неделю. И вот тогда-то без очередей не получалось. Сложно было и во время первой волны коронавирусной инфекции. Выросла заболеваемость, были случаи ковида. У ковидного больного отрабатывали и контактных людей. Сейчас нет роста показателей, но все же временами нет-нет, да и появятся пациенты с положительным тестом на коронавирус. Больше забот стало в связи с вакцинацией. На базе нашей амбулатории можно также сделать прививку.
– Случаи заболевания у вас – «привозные»?
-В основном – да. Зебляковцы работают в Шарье, или по делам ездят или в магазины. Оттуда и привозят.
– На вакцинацию приходят?
– Многие сделали прививку, сейчас, после введения государством некоторых запретов по отношению к непривитым, желающих стало больше, особенно тех, кто планирует съездить в отпуск. Я сделала прививку еще в декабре прошлого года, одна из первых. К этому меня никто не принуждал. Для меня важнее всех предрассудков безопасность моих близких. Я прекрасно понимаю, что с работы могу запросто «принести» эту болячку в свою семью. Чтобы обезопасить родных, привилась, говорим Мария Кожевникова. На базе Зебляковской амбулатории можно сделать прививку всем желающим.
К лечению своих пациентов Мария Владимировна относится объективно и непредвзято, знакомы или нет, без разницы. В Зебляках она работает пять лет. За это время выросла и как доктор, и как организатор здравоохранения.
Среди сельских жителей, несмотря на молодой возраст, заслужила уважение своим трудом. Врач, говорят местные, Мария Владимировна достаточно строгий, но внимательный, чуткий и отзывчивый.
«Чаще всего среди обратившихся, конечно, люди постарше, – рассказывает Мария Владимировна, – отсюда и самые распространенные заболевания: сердечно-сосудистые и болезни легких. Нередко, конечно, обращаются и люди среднего возраста, молодежь чаще приходит с лечением сезонных острых распираторных болезней».
В амбулатории можно сдать анализы. Своей лаборатории здесь, конечно, нет, но собранный биоматериал регулярно отправляют в Шарью. Есть несколько коек дневного стационара. Они, кстати, как отмечают медики, пользуются здесь популярностью. Пришел – прокапали назначенное лекарство – и домой. Удобно. Работа медперсонала не ограничивается только стенами амбулатории. Активно работают доктора и фельдшеры на вызовах. Их тоже бывает много.
– Разве не удобнее прийти самому, чем ожидать приезда врача дома?
– Конечно, удобнее, если позволяют силы и здоровье. А если болен, пожилой человек и тяжело идти, давление, температура высокая? И с маленькими детьми намного удобнее и безопаснее для малыша вызвать фельдшера на дом. А опять же с коронавирусом, мы даже при незначительном повышении температуры рекомендуем больным оставаться дома и ждать медработника.
Медсестер семь. Они работают на участках, в процедурном кабинете, у зубного врача, в отделении дневного стационара. Два фельдшера, один на ФАПе в Заболотье, и зубной врач.Несмотря на достаточную загруженность в амбулатории, отношение к больным неизменно уважительное, внимательное.
– Вы в Зебляках уже пять лет работаете, ни разу не было мысли сменить место работы?
– Нет. Когда здесь поработала, сразу решила остаться. Во-первых, понравился коллектив, сейчас процесс у нас уже отлажен и менять что-то не хочу. Я вообще из тех людей, которым тяжело менять место работы. Что касается дороги до работы, то это только кажется, что до Зебляков из города далеко, на самом деле на дорогу времени я трачу не больше, как если бы ехала из одного конца Шарьи в другой.
– Когда вы пришли, коллектив уже был сработанный, все с большим опытом. Как отнеслись к вам, молодому руководителю?
– Встретили меня очень хорошо. И сейчас отношения в коллективе у нас деловые.
– Ну, а если что-то случится вне рабочего времени, ночью, то вопросы решают без вас?
– Я всегда на телефоне, даже если когда в отпуске или в выходном. Фельдшеры и медсестры звонят в сложных ситуациях, советуются.
– Амбулаторию ожидает переезд?
– Пока строительство нового здания еще не началось, но оно для Зебляковской амбулатории просто необходимо.
Может быть, внешне здание и кажется еще вполне крепким, но вот внутри… Особая проблема у нас с полами. Иногда идешь и кажется, что чуть посильнее топнешь и все – точно провалишься. Шутка, конечно, но полы в нашем здании в очень плохом состоянии. Да и само здание старое и для медицинского учреждения нужно более современное.
На часах 16 00 – рабочий день подходит к концу, он здесь, кстати, длится до 16 часов 12 минут. Такое странное время обусловлено тем, что один час разделили на все рабочие дни, так и получилось дополнительно 12 минут к графику. Хотя заведующая в амбулатории зачастую остается и после работы, слишком много дел и времени решить все иногда просто не хватает.
«До свидания», – прощаются со мной в амбулатории. Обычно в медучреждение возвращаться не очень-то приятно, и визита в них стараешься избегать, но в Зебляковской амбулатории все как-то иначе, доброжелательно, комфортно, приветливо. И как бы ни странно это показалось, так и просится ответ сам по себе: до новых встреч.