Бессмертный полк – особая дань памяти поколению Победителей

-У меня оба деда войну прошли, – рассказывает Ольга Витальевна Судакова, – Один,  Николай Симонович Соловьев, вернулся домой без ноги. До семидесяти восьми лет дожил. Очень его любила. Добрый был. Но про войну никогда не рассказывал. Слезы душили.

Второй дед, Григорий Павлович Румянцев, пропал без вести под Москвой.

 Для меня этот  праздник – день Памяти и скорби. Вот и сейчас, говорю, а дыхание перехватывает…

-Для нас очень важен этот праздник, – говорит   семья Соловьевых. – Родственники воевали. Мы помним и гордимся. Патриотизм. Любовь к Родине – не просто слова. Это значит трудиться,  воспитывать детей правильно, в уважении к подвигу их предков.

-Важно передать память молодому поколению, – считает Андрей Владимирович Зеленцов, – Каждый год мы  Бессмертным полком проходим, в пандемию лишь исключение.  Нельзя забывать, что люди проливали кровь за нас, за своих детей, за будущее. У меня дед Финскую прошел, 1902-го был года рождения. Потом – Великую Отечественную, не молодым уже. В  1944-ом был ранен. Мамин брат водителем всю войну служил. Их восемь человек в семье было. Два сына воевали в автомобильных войсках, оба вернулись живыми. Надо помнить и чтить.

-Это память. Деды воевали, прошли всю войну от первого дня, – говорит Вероника Жолобова. – Вернулись, но умерли, к сожалению, рано. Ранения эхом войны отозвались.  Когда дед пришел на побывку во время войны после госпиталя, его даже родная мать не узнала. «Солдатик, мы не подаем. Нечего у нас есть самим», – встретила она его.  А он и слова сказать не может, перевалился через порог, упал. Только тогда  сумела разглядеть в истощенном солдате свое родное дитя. Его врач, старенький профессор из госпиталя в Горком, домой отправил, хоть ненадолго, чтоб молоком отпоили, не спасти бы иначе. Он пешком шел в Пыщугский район. Еле добрел до родного дома.  Поили отваром хвойным, куколь ели. Но на ноги поставили. И опять – на фронт, до последнего дня.

У нас еще на кладбище родственник, муж маминой двоюродной сестры Тихон Ильич Косарев. Был в плену. Чуть живой домой вернулся. Так до конца жизни потом не мог и оправиться.

Папа никогда не рассказывал нам о войне, – вспоминает Валентина Николаевна Жолобова. – Уйдет 9 мая на кладбище к этому Тихону Ильичу, сядет и с ним разговаривает…