Эх, полечу…

Они не ездят, они летают. Мотокросс, один из самых зрелищных видов спорта, снова в Шарье. Любители крутых виражей собрались в карьере Козлово.
В области стартовал фестиваль мотокросса «Кубок Поволжья-2021». В этом году соревнования пройдут в два этапа. 21 августа в нашем городе участники боролись за кубок главы городского округа. Гонки в Шарье стали отборочным этапом на главный старт, который пройдет в Красном-на-Волге. Где уже на следующий день, 22 августа, должен был определиться победитель кубка Поволжья.
Несколько лет назад решение о возобновлении ежегодных мотогонок было принято совместно спортсменами и администрацией города. Но в прошлом году состояться гонкам не удалось из-за пандемии. Поэтому нынче мотокросс стал долгожданным событием. Тем более, что участники – звезды мотокросса со всей страны. Среди десятков претендентов на звание сильнейшего мотокроссмена гонщики из Костромы, Кирова, Нижнего Новгорода, Казани, Краснодара. География участников обширна. Именитые спортсмены от восемь лет и старше, многие — победители различных соревнований, в том числе чемпионы страны по мотокроссу. Но больше всего зрители ждали своего героя, своего любимца, шарьинца Сергея Прытова.
С погодой гонщикам и болельщикам повезло, кажется, это был последний теплый день лета. Уже в воскресенье синоптики обещали смену курса на осень и дожди,заставят сменить футболки на куртки сильные ветра. Но только не в субботу, в субботу было тепло. А в карьере и вовсе жарко. До такой степени, что трассу для спортсменов приходилось постоянно поливать. Хотя делали это на самом деле для того, чтобы избежать пыли. Она вредит не только зрителям, но и спортсменам. Несколько десятков гоночных мотоциклов могут поднять такую пылищу, что дышать здесь будет просто невозможно. А еще мокрая трасса придает невероятную зрелищность: песок на несколько метров отлетает от гонщиков, а сами спортсмены после заездов и вовсе больше смахивают на кротов: в грязи с головы до ног. Чистые только стеклышки на очках.
Альмир Фатихов из Казани участвует в заезде любителей:
— Три года уже занимаюсь с тренером. Сюда приехал, потому что знаю эту трассу. Уже год приезжаем в Шарью на тренировки и сборы, в этот раз решили и в гонке поучаствовать.
— 600 километров ради тренировки?
— Ну, не ради одной тренировки, мы приезжаем минимум на неделю.
— Разве у вас ближе нет такой же трассы?
— В Казани у нас ничего нет, был трек для мотокросса, но его, к сожалению, продали.В моей категории сегодня много участников, все – ребята достаточно сильные и опытные. По результатам первого заезда, я – седьмой, но есть еще шансы улучшить время во втором заезде. Надеюсь, что получится.

Старт заездам был дан в 11 часов. По традиции первыми на трассе малыши и совсем маленькие объемы двигателя мотоциклов, класс – «65 кубических сантиметров». Но соревнуются малыши всегда зрелищно. Маленькие, в экипировке, они больше похожи на неуклюжих космонавтов, которым сложно поднимать свои мотоциклы после падения. Поэтому за ограждением трека всегда родители и тренеры, чутко следят за своими чемпионами. Сразу после этого выехали спортсмены класса «85». Также на этот раз свои навыки вождения зрителям продемонстрировали не профессионалы, а любители, они состязались сразу в двух категориях, «В» и «С». В заездах не обошлось и без ветеранов. Но настоящей новинкой мотокросса – 2021 стал класс «Китай». По словам организаторов, здесь на трек вышли новички с минимальным стажем вождения. Причем в этой категории нет даже ограничений для транспортных средств. Участвовать можно на любом мотоцикле.
Но все же, по традиции, самыми любимыми у зрителей стали МХ-2 и МХ-1, или классы «125» и «450» соответственно. Они показывают силу и мощь спортивных мотоциклов, а какие фигуры «выписывают» участники – дух захватывает.
Так было и на этот раз. Еще перед заездом, когда гонщики выстроились на старте, зрители пытались рассмотреть «нашего». «А Сережка где?», «Прытов-то участвует, я не понял?», «Скажите, какой у него номер?», — слышались вопросы со всех сторон. И вот моторы «заревели». Яркими огонечками высыпали гонщики на трек. С началом заезда все вопросы закончились, лидер гонки в представлении не нуждался, по манере езды, по привычке быть первым, сильным и лучшим шарьинцы узнали: номер 761, мотокроссмен в красной форме, Сергей Прытов. Громкими овациями встречали они каждый его трюк. «Во дает, смотри, как летает, — удивляются зрители, — а ведь у него серьезная травма была. Вот парень молодец, вот красавчик, не боится, сразу видно, наш, шарьинский».
В этом заезде Сергей хоть и одержал победу, но сделать это было не так-то просто. Расслабляться не приходилось, на «хвосте» постоянно сидели соперники. Уже потом, когда будет известно, что он – лучший в своем классе, Сергей признается: «Трасса была очень сложная, гонка в хорошем темпе, очень сильно устал. В начале заезда хороший темп показал мой главный соперник Александр Федоров, но все-таки я стал лучшим. Честно признаюсь, для меня эта победа важна: эта гонка на моей родной земле, эту трассу делает мой отец, я не могу проиграть. Я хотел победить и победил». Разница с результатом Александра Федорова у шарьинца даже не секунды, а сотые доли секунды, точнее семь сотых. Всего мгновение, за которое обычный человек сможет лишь моргнут. А гонщик за это время вырвет свою победу.
Сразу после этого на старт вышли самые отчаянные гонщики класса МХ-1, те, чьи железные кони имеют объем 450 кубических сантиметров.
Давать интервью перед заездом многие не решаются – примета плохая, можно спугнуть удачу. Но вот Святослав из Краснодара в приметы верит не очень. Не для этого он проехал 2000 километров. Ему сегодня нужна победа.
— Две тысячи километров, неужели есть еще силы на соревнования?
— Конечно, мы для этого сюда и ехали, для нас это долгожданный старт.
— Сколько лет ты уже в мотокроссе?
— Можно сказать, что я новичок в этом деле, начал тренироваться пару лет назад. Но расслабляться некогда, слишком серьезные соперники. Да и трасса сегодня – одна из самых сложных. Она в Шарье отличная, интересная, сложная, по большому счету, мы ради нее сюда и едем, состязания на подобных треках – отличный опыт.
— Новичок в спорте и 450 кубов, это же настоящий зверь, а не мотоцикл, удается обуздать его?
— Конечно. Все дело в опыте. Ничего страшного нет, если ты знаешь и чувствуешь свой мотоцикл.
Организаторы собирают гонщиков на старт. Святослав поворачивает ручку газа, и его мотоцикл отзывается диким ревом. К заезду готовы, тренер помогает надеть очки, пара секунд — и его уже не видно.
Двигатель в 450 кубических сантиметров. Вот это настоящая сила и мощь. Моторы здесь ревут так, словно это не мотоциклы, а самолеты. Мощные, большие, резвые. Они мгновенно пропадали из поля зрения. Устраивали на треке настоящее шоу. Кроме красивейших кульбитов в воздухе, спортсмены продемонстрировали свою волю к победе. Буквально вырывая заветные секундочки, обгоняя друг друга на поворотах, проезжая прямо по бортам. Казалось, что еще немного, миллиметр в сторону, и мотокроссмены вылетят с трека. Но обошлось без происшествий. А вот от ограждений зрителей все же попросили отойти.
Рядом с сигнальными лентами остались только тренеры гонщиков. Перекричать гул моторов невозможно. Поэтому единственная связь с гонщиками — через сообщения. Свои послания тренеры пишут на специальных табличках, подбегают близко-близко к треку. На «разговор» всего доля секунды, поэтому сообщения короткие: «прибавь» — пишет тренер. Что прибавлять и так понятно, а вот успел ли гонщик прочитать — большой вопрос.
За главный приз спортсмены должны были побороться в селе Красное-на-Волге. Но погода внесла свои коррективы, из-за проливного дождя соревнования были отменены, их решено перенести на неделю. Теперь за кубок Поволжья мотокроссмены поборются 29 августа. И шарьинцы, конечно, желают победы нашему гонщику под номером 761. Сергей, победы тебе!


Анна БЕЛУГИНА.
Фото автора.