Воевал как все

   Накануне праздника в честь Дня Победы в редакцию со слезами на глазах обратился Рудольф Васильевич Татаринов – спортсмен, тренер по настольному теннису в Шарьинской школе-интернате – с просьбой рассказать о своём отце, воевавшем в годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии.
– Мой отец Василий Михайлович Татаринов отправился на фронт, будучи уже взрослым мужчиной, – рассказывает он. – Родом он из деревни Седые Шабалинского района Кировской области, 1908 года рождения. В ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РКК) был призван в марте 1942 года. На тот момент ему было 34 года и работал он столяром на железной дороге. Это всё, что нам, детям, было известно из его рассказов. Когда подросли, часто интересовались у него, как воевал, что видел, страшно было или нет. Папа всё время отмалчивался, отмахиваясь от нас и повторяя: «Воевал как все». Постепенно детский пыл поутих, мы перестали донимать расспросами, а повзрослев, поняли, что слишком больно было вспоминать ему события тех дней – хотелось жить здесь и сейчас. Уйти от прошлого и жить настоящим.
   Лишь недавно уже мои дети заинтересовались судьбой своего деда и решили поднять архивные документы, чтобы почтить память ушедшего от нас в 1990 году ветерана Великой Отечественной войны. С войны он вернулся, имея вторую группу инвалидности. К сожалению, дети живут не в Шарье – уехали на север в город Надым. Оттуда и начали поиски хоть какой-то информации о том, где и как служил дедушка.
Насколько сложно проходили поиски, дети со мной не делятся. Единственное, знаю, что отправляли запрос в Москву в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Откуда и получили ответ в виде наградного листа на имя Василия Михайловича Татаринова с кратким описанием личного боевого подвига.
   Из него и стало известно, что отец был представлен к правительственной награде – ордену Славы третьей степени, будучи командиром расчёта станкового пулемёта 186 стрелкового полка 329 стрелковой дивизии. Отличился Василий, и не единожды, в мае 1944 года. Возможно, что и до этой даты или позднее совершал героические поступки, но доподлинно известны только эти. 4 мая 1944 года в пять часов утра, находясь в боевом охранении, первым заметил группу немцев. Численность их составляла 30 человек, и двигались они цепью. Сообщив командиру взвода о приближении врага, Василий открыл по врагам пулемётный огонь.       Огонь был такой силы, что немцы бежали в панике, прихватив с собой раненых. 8 мая этого же года группа вражеских захватчиков в количестве уже 50 человек взяли в окружение боевой расчет. Василий, несмотря на ранение в руку разрывной пулей, бой не прекратил, отстреливаясь от врага. Когда же стал выходить из окружения, смог унести с собой и орудие боя – станковый пулемёт.
   За всё время рассказа в глазах Рудольфа Васильевича стояли слёзы, а в голосе сквозили тоска и чувство вины перед отцом за то, что позволял ему отмалчиваться и отмахиваться. Все люди разные, кому-то надо выговориться о наболевшем, а кто-то хранит молчание, унося с собой всю боль и отчаяние.